Объем рынка — 108 млрд рублей
Как в XXI веке запустить успешный проект, в котором будут крутиться железные деньги
Сооснователь и СEO МК «Развитие» Алексей Прохоров о том, как превратить залежавшуюся в копилках мелочь в работающий финансовый инструмент, есть ли у россиян 100 млрд монетами, и почему иностранные производители не могут сделать удобный для россиян терминал по обмену мелочи. МК «Развитие» владеет сетью терминалов, в которые можно сдать мелочь и «оцифровать» ее.
— Как появилась идея развивать бизнес, связанный с монетами?
— Идея возникла несколько лет назад. У меня дома тогда скопилось большое количество мелочи, и я совершенно не представлял, что с ней делать. Сперва я попробовал отнести часть монет в банк и обменять их на бумажные купюры, однако эта операция не увенчалась успехом. Деньги я, конечно, получил, но обмен всего четверти моих запасов занял практически полдня: очереди, пересчет. Тогда я рассказал об этой истории своим друзьям. Оказалось, что у них тоже был подобный опыт. Мы решили подробнее изучить этот вопрос.
Потребовалось провести ряд опросов, чтобы убедиться, что моя проблема не уникальна. Многие жители России не представляют, как реализовать свои запасы мелочи. При этом ни разу за все время поиска мы не встретили внятного решения, которое бы предлагало возможность быстро и легко с минимальными личными затратами трансформировать монеты, лежащие дома мертвым грузом, в живые деньги. Так у нас и возникла идея создать терминал, который был бы прост в использовании и позволял за короткое время конвертировать мелочь в реальные деньги на банковском счету.
— Неужели тех, у кого дома лежат залежи мелочи, действительно много и такой сервис может быть востребован?
— Недавно Центробанк опубликовал данные, согласно которым количество монет, находящихся в обращении в нашей стране с начала года, выросло на 0,5%. По состоянию на 1 июля 2020 года в обращении находится 68,2 миллиарда монет на сумму 108,8 млрд рублей. В 2018 году в обращении находилось 66,09 млрд монет номиналом 98,4 млрд рублей. То есть мы видим, что количество монет только увеличивается, несмотря на рост популярности безналичных платежей. Можно смело сказать, что Россия является мировым лидером по количеству монет, находящихся в обращении.
Монеты постепенно вытесняют бумажные деньги небольших номиналов, потому что они более долговечные. Если вы помните, раньше десятирублевыми были только купюры, сейчас их полностью заменили монеты. А ведь когда-то были и рублевые, и пятирублевые купюры. ЦБ уже задумался о выпуске монеты номиналом 50 рублей.
Постоянное увеличение количества мелочи отчасти связано с тем, что приличная часть монет оседает в кошельках и копилках у населения и не участвует в денежном обороте. Я вас сейчас, наверное, удивлю, но по данным ЦБ, по состоянию на 2020 год у населения на руках находится более 50 млрд рублей мелочью. При этом никто не понимает, как вернуть их в оборот.
Это порождает огромные проблемы для ритейла и Центробанка. Как известно, ритейлеры обязаны предоставлять кассирам разменные деньги для выдачи сдачи покупателям. Для этого они постоянно заказывают монеты у банков. При этом Банк России, напротив, стремится постоянно сокращать объем выпуска новых монет, особенно низкого номинала, и призывает ритейлеров самостоятельно собирать монету с рынка.
Чтобы компенсировать нехватку монеты, ритейлеры отказались от низких номиналов в учете — 1, 5, 10, 50 копеек. Они округляют цены до рубля в пользу клиента, что приводит к убыткам. Один из наших клиентов-ритейлеров за 2017 год потерял на округлении 74 миллиона рублей. Чтобы избежать прямых убытков, продавцы повышают цены, что в свою очередь снижает поток клиентов. Получается замкнутый круг.
Некоторые продавцы, чтобы постоянно не искать мелочь, округляют цены до рубля в свою пользу. Это болезненно сказывается на социально незащищенных слоях населения, особенно когда дело касается лекарств. Кроме того, такое округление способно разогнать инфляцию. Сейчас и сам ЦБ не собирается отказываться от обращения мелких денег.
Выходит, что Центробанк вынужден постоянно чеканить все новые и новые монеты. Помимо того, что это довольно затратно (изготовление большинства монет обходится дороже их номинала), процесс постоянной чеканки сопровождается ростом производственных отходов, что напрямую отражается на нашей и так не самой хорошей экологии. А поскольку в современном мире наблюдается тенденция минимизации углеродного следа, то такие объемы чеканки и выпуска в обращение монет являются нелогичными.
Так что рынок здесь объемный и, на наш взгляд, весьма перспективный.
— Хорошо, накопления действительно есть, но, учитывая общий уровень цифровизации, в перспективе пяти-десяти лет монеты могут естественным образом исчезнуть из оборота: их полностью заменит безналичный расчет, и тогда проблемы Центробанка и ритейла решатся сами собой, а вы останетесь без клиентов?
— Как мы знаем, будущее формируется в настоящем. На сегодняшний день проблема мелочи есть, она актуальна, и у нее отсутствует решении. Мы это решение предлагаем.
Что будет через 10 лет, предсказать довольно сложно. Если говорить о моем личном мнении, то я сомневаюсь, что ваш прогноз сбудется. Согласно исследованиям, проведенными банком «Открытие» в 2020 году, только 37% россиян выступают за то, чтобы полностью отказаться от мелочи. Остальные 63% активно продолжают ее накапливать.
Привычка использовать мелочь формировалась годами, и избавиться от нее за короткий период времени не получится.
— Вернемся к вашему проекту, вы поняли, что «боль» у населения есть, что было дальше?
— Первым делом мы стали изучать опыт других стран. Оказалось, что проблема реализации мелочи актуальна не только в России, но и в Европе, Мексике, Канаде, Ирландии, Англии и других странах. Решается она по-разному.
Наиболее релевантным примером с точки зрения бизнес-модели для нас оказалась американская Coinstar. Эта компания была основана в 1991 году выпускниками Стенфорда и уже через 6 лет после запуска смогла выйти на американскую биржу Nasdaq, специализирующуюся на высокотехнологичных компаниях. Сейчас автоматы Coinstar расположены по всему миру, и по состоянию на 2020 год им удалось собрать более 1 млрд евро монетами в Западной Европе и более $100 млн в США.
Внимательно изучив их опыт, мы, учитывая специфику Российской Федерации, решили запустить пилотный проект и расположить несколько автоматов в нескольких торговых центрах Москвы. Первые результаты показали, что эта идея была абсолютно правильной.
— С тех пор прошло уже пять лет. Как изменились показатели? Насколько вам удалось расширить бизнес?
— На сегодняшний день в крупнейших торговых центрах и супермаркетах Москвы установлено 129 наших терминалов. Люди уже доверили нам обмен более полумиллиарда рублей в монетах, а количество уникальных клиентов превысило 600 тысяч. Средняя транзакция составляет 800 рублей, и мы продолжаем расти.
— А как выглядит процесс сдачи мелочи в ваши терминалы?
— Все очень просто. Человек подходит к терминалу и высыпает туда накопившиеся монеты. Автомат сам их сортирует и подсчитывает. Всю сумму по выбору клиента можно зачислить на его банковскую карту, пополнить счет телефона или перечислить на благотворительность. Это по-своему увлекательное занятие.
— Где расположены ваши терминалы?
— Сейчас наши терминалы расположены в большинстве торговых центров Москвы. Подробную карту всех точек клиент может увидеть на нашем сайте
— Почему вы решили разместить терминалы именно в торговых центрах?
— Из-за большого трафика. Торговые центры – одна из основных точек притяжения горожан в сегодняшней Москве. Однако, к сожалению, логистически они расположены не всегда удачно. Так как комфорт клиента играет для нас важную роль, мы постоянно стараемся повысить уровень удобства нашего сервиса. Сейчас, например, мы рассматриваем возможность размещения терминалов на территории больших жилых комплексов. Таким образом, клиенту не нужно будет никуда специально ехать, чтобы оцифровать мелочь, достаточно будет просто найти наш терминал рядом с домом. Также мы ведем переговоры о размещении терминалов на автозаправках
— Расскажите о ваших терминалах. Вы их где-то заказываете или производите сами?
— Это наша главная гордость. Терминалы – это полностью наша разработка. Изначально мы вели долгие и изнурительные переговоры с западными производителями терминалов, но в какой-то момент поняли, что никто не сможет предложить нам тот функционал, который мы бы хотели получить. К тому же цена на западное оборудование оказалась слишком высокой, не говоря уже о валютных рисках.
Поэтому мы решили разработать свой собственный терминал. Мы собрали команду и приступили к его проектированию. Потратили 12 месяцев на то, чтобы изучить все существующие решения и объехать всех производителей в мире, собрав всю необходимую базу для разработки. Еще через 12 месяцев мы получили прототип, который делал то, что хотели наши клиенты, а не то, что закладывали туда иностранные производители. Собственная разработка программного обеспечения и корпуса терминала дают нам необходимую гибкость в решениях, которые мы применяем, позволяя при желании дополнять его необходимым функционалом. В результате сейчас у нас есть свое производство и свое программное обеспечение, которые мы сами формируем, поддерживаем и развиваем.
— Какие точки роста для этого проекта вы видите?
— Наша главная точка роста – это расширение клиентской базы. Сейчас одним из основных ограничений в этом вопросе является комиссия. Обслуживание терминалов, инкассация – все это обходится очень дорого. Например, полный бокс с монетами весит порядка 250 кг, поэтому нам нужна специальная техника для его транспортировки. Эти расходы мы вынуждены окупать за счет комиссии, размер которой доходит иногда до 14,5%. Однако мы уже работаем над тем, чтобы сделать эту нагрузку для населения максимально комфортной. Сейчас, например, мы находимся в процессе запуска нескольких партнерских программ, которые позволят в скором времени снизить размер комиссии.
Повторюсь, мы стараемся повысить удобство использование нашего сервиса для клиентов. Помимо установки наших терминалов на территории жилых комплексов, мы также планируем организовать доставку монет курьерами. Работать это будет так: к вам на дом приезжает курьер, запечатывает монеты в опломбированный мешок и увозит его. Дальше пломба вскрывается, монеты загружаются в терминал, а деньги поступают на счет. Все это делается на камеру, под запись. Клиент может посмотреть видео.
— А что в приложении к вашему проекту могут означать партнерские программы?
— Сейчас мы прорабатываем возможность реализации нескольких пилотных проектов. Первый – это проект со Сбером. Как я уже говорил, наш бизнес начинался с установки терминалов в ТЦ. Сейчас мы хотим попробовать устанавливать их в банковские офисы. В рамках пилотного проекта мы ведем переговоры об установке наших терминалов в трех отделениях Сбера. Если все получится, за инфраструктуру и сервис продолжим отвечать мы, а инкассация и обслуживание клиентов будет производиться силами сотрудников Сбера. Консультант покажет клиенту, как пользоваться терминалом, а после пересчета монет даст клиенту чек и направит его в кассу, где чек можно будет обменять на наличные или пополнить им счет.
Я считаю, что наши терминалы могут отлично вписаться в офисы будущего, которые сейчас презентуются Сбером. Тогда там можно будет и получить финансовые услуги, и увидеть новейшие технологии, и быстро «оцифровать» накопившуюся мелочь. Весь комплекс услуг. К тому же на эту мелочь можно будет купить любые услуги Сбера, скажем, оформить страховку или подписку на онлайн-кинотеатр. Почему нет? Замечательное соединение старого и нового.
Также нами был реализован проект с гипермаркетом «Глобус». Посетители магазина приносят скопившуюся мелочь и через наш терминал меняют ее на купон, с помощью которого совершают покупки в магазине. При оплате покупок купон считывается на кассе и идет в зачет общей суммы покупок.
Примечательно, что большинство клиентов удивлены какое количество денег у них скопилось в монетах, и совершают на полученный купон незапланированные покупки, такие как телевизор, микроволновую печь и прочие товары не первой необходимости.
— Монетный терминал — это ваш единственный проект или есть какие-то еще?
— Есть и другие проекты. Мы с партнерами развиваем финтех-лабораторию. Сейчас в нашем портфеле есть несколько реализованных проектов.
Первый проект – Еда.app Это решение для кофеен, ресторанов и автозаправок, которое помогает перевести до 100% заказов в бесконтактные и полностью автоматизировать процесс покупки. Клиент минимизирует лишний контакт и может сделать безопасный заказ в телефоне или в киоске самообслуживания и забрать его по готовности. Решение позволяет оптимизировать персонал, увеличить пропускную способность и средний чек заведения.
Еще один интересный проект – e-commerce-платформа для торгового центра. Используя приложение можно заказать экспресс-доставку всех товаров, имеющихся в ближайшем ТЦ. Теперь вместо того, чтобы встречать пять разных курьеров - один курьер привезет еду, продукты, корм для животных, книги и лекарства из аптеки за 20 минут. Если клиент находится внутри ТЦ, то он может заказать товары из разных магазинов и забрать у стойки выдачи, когда заказ будет собран.